Большой брат по-китайски: Как будет работать тотальная система контроля в КНР

Проезды «зайцем» в транспорте и непочтительное отношение к родителям могут привести к тому, что китайцам откажут в кредите, не примут на работу или не пустят в самолет.

 

Однажды Чэнь Ли провела через турникет метро ученическую карточку сына вместо своей, и поездка оказалась вдвое дешевле. Результатом стал штраф в $6 и выговор от инспектора.

 

Впрочем, у ее поступка могли быть и более тяжелые последствия. Женщину предупредили, что происшествие может быть учтено в городской системе «личной кредитной информации». Если верить официальным заявлениям, снижение кредитного рейтинга Чэнь повлияет на самые разные стороны ее жизни: может стать сложнее получить кредит, найти работу, а ее сыну — поступить в школу.

 

Правительство города Ханчжоу в пилотном режиме внедряет систему «социального кредита». Коммунистическая партия заявила, что к году хочет сделать эту практику повсеместной — режиму нужно поддерживать свою легитимность, и пора переходить на цифровые методы.

 

Пока в рамках пилотного проекта подобные данные о гражданах начинают собирать более 30 местных органов власти по всему Китаю — для расчета кредитного рейтинга будет учитываться социальное и финансовое поведение. «Черную метку» можно получить за проезд без билета, переход улицы в неположенном месте или нарушение правил планирования семьи. Проект напоминает систему досье, которые Коммунистическая партия собирает на каждого городского жителя.

 

Судя по правительственным документам и интервью с авторами системы, со временем Пекин рассчитывает собирать более полные данные о жизни граждан, в том числе об их интернет-активности. Алгоритм будет подсчитывать рейтинг гражданина, а потом тот будет учитываться при распределении благ: кредитов, очереди на лечение в государственных клиниках или доступа в дорогие отели.

 

 

Эта ини­ци­а­ти­ва со­гла­су­ет­ся с дру­ги­ми дей­стви­я­ми Си Цзинь­пи­на, ко­то­рый ста­ра­ет­ся уси­лить кон­троль за граж­да­на­ми, и в том числе за их мо­ра­лью, на фоне эко­но­ми­че­ских про­блем, спо­соб­ных по­до­рвать власть пар­тии. В ок­тяб­ре пре­зи­дент при­звал к ин­но­ва­ци­ям в сфере «со­ци­аль­но­го управ­ле­ния» в связи с необ­хо­ди­мо­стью «по­вы­сить спо­соб­ность про­гно­зи­ро­вать и пре­ду­пре­ждать все­воз­мож­ные риски».

 

В до­ку­мен­тах, ка­са­ю­щих­ся новой кре­дит­ной си­сте­мы, неод­но­крат­но де­кла­ри­ру­ет­ся цель: «Обес­пе­чить пол­ную сво­бо­ду бла­го­на­деж­но­му граж­да­ни­ну и огра­ни­чить небла­го­на­деж­но­го».

 

Пока пи­лот­ные си­сте­мы в раз­ных ре­ги­о­нах не свя­за­ны во­еди­но, так что об­ще­на­ци­о­наль­но­го рей­тин­га пока нет, но это в пла­нах. Не ясно, по­сту­пи­ло ли в цен­тра­ли­зо­ван­ную си­сте­му на­ру­ше­ние Чэнь: утвер­жда­ет­ся, что «зайцы» будут учи­ты­вать­ся с 1 ян­ва­ря, а кроме того, чи­нов­ник на стан­ции ска­зал The Wall Street Journal, что это ка­са­ет­ся толь­ко по­втор­ных на­ру­ши­те­лей.

 

 

Зан Аизонг, пра­во­за­щит­ник из Хан­чжоу, счи­та­ет, что го­су­дар­ство, уже и без того от­ка­зы­ва­ю­щее граж­да­нам в неко­то­рых ба­зо­вых сво­бо­дах, в том числе в сво­бо­де слова, пла­ни­ру­ет еще ближе по­дой­ти к миру ору­эл­лов­ской ан­ти­уто­пии. Он го­во­рит: «Да, по­все­мест­ная слеж­ка, точно как в „1984“».

 

В черном списке

 

По­доб­ные прак­ти­ки уже рас­про­стра­не­ны в рам­ках су­деб­ной си­сте­мы Китая. Чжуан Даохэ, юрист из Хан­чжоу, при­во­дит при­мер сво­е­го кли­ен­та, со­вла­дель­ца ту­ри­сти­че­ской ком­па­нии, ко­то­рый не может ку­пить билет на са­мо­лет или ско­рый поезд, по­сколь­ку го­род­ской суд при­знал его про­иг­рав­шим в споре с арен­до­да­те­лем. Жена кли­ен­та го­во­рит: «Биз­нес стра­да­ет — муж боль­ше не может со­про­вож­дать кли­ен­тов». Чжуан до­бав­ля­ет: «Они не за­стра­хо­ва­ны от оши­бок и могут на­ка­зать не того че­ло­ве­ка».

 

У пра­ви­тель­ства есть и дру­гие си­сте­мы; одна из них ведет «чер­ный спи­сок» про­ви­нив­ших­ся ту­ри­стов.

 

Вве­де­ни­ем со­ци­аль­но-кре­дит­ной си­сте­мы за­ни­ма­ют­ся Гос­со­вет — это ка­би­нет ми­ни­стров Китая — и мест­ный Гос­план. В про­ек­те, опуб­ли­ко­ван­ном в году, го­во­ри­лось, что он на­прав­лен на «по­вы­ше­ние про­зрач­но­сти» в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти. Под­чер­ки­ва­лась также необ­хо­ди­мость спра­вед­ли­во­го и чест­но­го пра­ви­тель­ства и на­ка­за­ния для взя­точ­ни­ков и на­ру­ши­те­лей эко­ло­ги­че­ско­го за­ко­но­да­тель­ства.

 

Со­глас­но плану, «чер­ные спис­ки» при­зва­ны на­ка­зать на­ру­ши­те­лей и за­пре­тить им неко­то­рые виды де­я­тель­но­сти, в то время как доб­ро­по­ря­доч­ные граж­дане по­лу­чат до­ступ к «зе­ле­ным по­ло­сам», то есть уско­рен­но­му предо­став­ле­нию го­су­дар­ствен­ных услуг. На неко­то­рые про­фес­сии будут рас­про­стра­нять­ся более жест­кие меры кон­тро­ля: это юри­сты, бух­гал­те­ры, пре­по­да­ва­те­ли, жур­на­ли­сты.

 

 

Чтобы со­здать си­сте­му слеж­ки за 1,4 млрд че­ло­век, пра­ви­тель­ству Китая при­дет­ся пре­одо­леть ряд тех­но­ло­ги­че­ских и ор­га­ни­за­ци­он­ных труд­но­стей. Мэн Тянь­гу­ан, по­ли­то­лог в пе­кин­ском Уни­вер­си­те­те Ци­н­хуа, кон­суль­ти­ру­ет пра­ви­тель­ство по во­про­сам при­ме­не­ния «боль­ших дан­ных» в управ­ле­нии, но не при­ни­ма­ет непо­сред­ствен­но­го уча­стия в раз­ра­бот­ке со­ци­аль­но-кре­дит­ной си­сте­мы. Он за­ме­ча­ет, что ве­дом­ства охра­ня­ют часть ин­фор­ма­ции, а это за­труд­ня­ет со­зда­ние еди­ной базы дан­ных. Кроме того, их си­сте­мы за­ча­стую не сов­ме­сти­мы между собой. Мэн го­во­рит:

 

«Пока непо­нят­но, может ли быть ре­а­ли­зо­ван такой про­ект. В любом слу­чае, это лучше, чем тра­ди­ци­он­ный под­ход, когда ни­ка­ких дан­ных нет, и все за­ви­сит от мне­ния кон­крет­но­го че­ло­ве­ка».

 

На офи­ци­аль­ном сайте пра­ви­тель­ства Шан­хая пе­ре­чис­ле­ны виды на­ру­ше­ний, за ко­то­рые можно по­лу­чить штраф­ные баллы в пи­лот­ной си­сте­ме. Их много: это и несвое­вре­мен­ная опла­та сче­тов, и на­ру­ше­ние пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния. По ин­фор­ма­ции го­су­дар­ствен­ных СМИ, в спи­сок вхо­дит также непо­чти­тель­ность к стар­шим (в со­от­вет­ствии с ки­тай­ским за­ко­но­да­тель­ством, ро­ди­те­ли стар­ше 60 лет может по­дать в суд на детей, если те нере­гу­ляр­но их по­се­ща­ют и не по­мо­га­ют с про­дук­та­ми).

 

Граж­дане могут про­смат­ри­вать за­пи­си в базе дан­ных, но пока, судя по всему, там есть толь­ко дан­ные о фи­нан­со­вых на­ру­ше­ни­ях.

 

Несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ния офи­ци­аль­ных СМИ и про­па­ган­ду, вос­пе­ва­ю­щую пре­иму­ще­ства про­зрач­но­сти, де­сят­ки людей, опро­шен­ных The Wall Street Journal на ули­цах Шан­хая, не знали о по­доб­ной си­сте­ме. Мно­гие, впро­чем, со­гла­си­лись, что го­су­дар­ство долж­но обес­пе­чи­вать вы­со­ко­мо­раль­ное по­ве­де­ние граж­дан, и осу­ди­ли тех, кто плюет на ули­цах, вле­за­ет без оче­ре­ди и не по­мо­га­ет незна­ко­мым людям.

 

Ян Ван, экс­перт по по­ве­де­нию людей в ин­тер­не­те, ра­бо­та­ю­щий в Си­ра­куз­ском уни­вер­си­те­те, про­вел ис­сле­до­ва­ние, в ко­то­ром по­ка­зал, что ки­тай­ские ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­ли при­вык­ли к слеж­ке со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства, и мень­ше оза­бо­че­ны кон­фи­ден­ци­аль­но­стью, чем аме­ри­кан­цы. Он от­ме­ча­ет, что даже слова «йинси», ана­ло­га ан­глий­ско­го слова privacy, обо­зна­ча­ю­ще­го непри­кос­но­вен­ность част­ной жизни, до 1990-х годов не было в по­пу­ляр­ных ки­тай­ских сло­ва­рях.

 

Отчеты о поведении

 

В одном из зе­ле­ных при­го­ро­дов го­ро­да Янц­зин мест­ные вла­сти под­дер­жи­ва­ют базу дан­ных, ко­то­рая может дать нам пред­став­ле­ние о том, как будет вы­гля­деть си­сте­ма со­ци­аль­но­го рей­тин­га в более круп­ном мас­шта­бе. База дан­ных со­би­ра­ет от­че­ты о по­ве­де­нии мест­ных жи­те­лей, ко­то­рые со­став­ля­ют­ся пред­се­да­те­ля­ми жилых ко­ми­те­тов, го­во­рит Юань Цзянь­мин, глава му­ни­ци­паль­но­го под­раз­де­ле­ния, ру­ко­во­дя­ще­го про­ек­том.

 

 

С се­ре­ди­ны года му­ни­ци­па­ли­тет пуб­ли­ку­ет еже­ме­сяч­ный «крас­ный спи­сок» об­раз­цо­вых жи­те­лей рай­о­на. Чжу Шенц­зин, 28-лет­ний учи­тель сред­ней школы, попал в «крас­ный спи­сок» в сен­тяб­ре. Сам он го­во­рит, что не знает, по­че­му. Хотя он все­гда ста­ра­ет­ся вести себя при­лич­но, мысль о фи­нан­со­вых по­след­стви­ях сму­ща­ет его: по сло­вам Чжу, «это уже немно­го слиш­ком».

 

Му­ни­ци­па­ли­тет также ведет «серый спи­сок», куда по­па­да­ют жи­те­ли с небез­упреч­ным по­ве­де­ни­ем — на­при­мер, те, кто бро­сал мусор из окон. Од­на­ко пока чи­нов­ни­ки не ре­ши­ли, стоит ли его пуб­ли­ко­вать.

 

В рай­оне с на­се­ле­ни­ем около 170 тыс. че­ло­век в «крас­ный спи­сок» по­па­ли толь­ко около 120. В этом году мест­ные чи­нов­ни­ки по­жа­ло­ва­лись в ин­тер­вью ки­тай­ским СМИ, что со­став­ле­нию рей­тин­га пре­пят­ству­ет огра­ни­чен­ный обмен дан­ны­ми между от­де­ла­ми.

 

В го­ро­дах, где был за­пу­щен про­ект, ве­дет­ся рей­тинг не толь­ко от­дель­ных жи­те­лей, но и ком­па­ний: дан­ные о за­ре­ги­стри­ро­ван­ных ком­па­ни­ях может по­смот­реть каж­дый же­ла­ю­щий, хотя ино­гда они бы­ва­ют непол­ны­ми. Одна из целей про­ек­та — из­ме­нить си­ту­а­цию, ко­то­рую ки­тай­ские ли­де­ры рас­це­ни­ва­ют как удру­ча­ю­щее от­сут­ствие до­ве­рия между граж­да­на­ми после де­ся­ти­ле­тий кор­руп­ции и недоб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции.

 

Таким об­ра­зом, целью си­сте­мы со­ци­аль­но­го рей­тин­га яв­ля­ет­ся не толь­ко сбора дан­ных о фи­зи­че­ских лицах для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния; она со­би­ра­ет и дан­ные о «по­ве­де­нии» пред­при­я­тий, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать их и по­де­лить­ся ре­зуль­та­та­ми с по­тре­би­те­ля­ми.

 

Одним из при­ме­ров может слу­жить про­бле­ма без­опас­но­сти пи­ще­вых про­дук­тов. Она осо­бен­но остро вос­при­ни­ма­ет­ся в ки­тай­ском об­ще­стве после того, как из-за отрав­ле­ния ме­ла­ми­ном в сухом мо­ло­ке в году по­гиб­ли шесть детей. За ин­ци­ден­том по­сле­до­ва­ли и дру­гие скан­да­лы, в том числе свя­зан­ные с про­да­жей от­ра­бо­тан­но­го масла, со­бран­но­го в ка­на­ли­за­ци­он­ных кол­лек­то­рах у ре­сто­ра­нов. Все это не спо­соб­ству­ет до­ве­рию к биз­не­су среди по­тре­би­те­лей.

 

Чи­нов­ни­ки Янц­зи­на пред­ла­га­ют ре­ше­ние. Этим летом они уста­но­ви­ли в неко­то­рых ре­сто­ра­нах сен­сор­ные экра­ны, часть мест­ной те­сто­вой си­сте­мы со­ци­аль­но­го рей­тин­га, ко­то­рые по­мо­га­ют обес­пе­чить необыч­ный для Китая уро­вень про­зрач­но­сти биз­не­са.

 

На каж­дом экране горят яркие сло­га­ны — один из них пе­ре­во­дит­ся как «серд­це к руке, быть об­раз­цом ис­крен­но­сти», — и вы­во­дит­ся ин­фор­ма­ция о том, от­ку­да по­сту­па­ют ин­гре­ди­ен­ты и когда ком­па­ния в по­след­ний раз сда­ва­ла от­ра­бо­тан­ное масло. Через мо­биль­ное при­ло­же­ние по­се­ти­те­ли могут смот­реть ви­део­транс­ля­цию ра­бо­ты по­ва­ров. Кроме того, си­сте­ма отоб­ра­жа­ет рей­тинг за­ку­соч­ной в мест­ной са­ни­тар­ной ин­спек­ции.

 

Недав­но экра­ны в ве­ге­та­ри­ан­ском ре­сто­ране Jujube Tree ока­за­лись ча­стич­но за­кры­ты ват­ман­ски­ми ли­ста­ми. Ме­не­джер Ван Дачэн утвер­жда­ет, что си­сте­ма оши­боч­но по­ни­зи­ла рей­тинг ре­сто­ра­на, а мест­ные чи­нов­ни­ки не смог­ли это ис­пра­вить. Он жа­лу­ет­ся: «У нас много по­сто­ян­ных кли­ен­тов. Что если они при­дут и уви­дят это?». Ван го­во­рит, что под­дер­жи­ва­ет си­сте­му, но не стал бы при­ме­нять ее, пока она не будет лучше управ­лять­ся.

 

Для со­став­ле­ния ба­зо­во­го рей­тин­га мест­ные вла­сти по­ла­га­ют­ся на ин­фор­ма­цию, со­бран­ную пра­ви­тель­ствен­ны­ми ве­дом­ства­ми, такую как про­то­ко­лы су­деб­ных за­се­да­ний и дан­ные о на­ло­гах и кре­ди­тах. Более по­дроб­ная за­пись по­все­днев­ных при­вы­чек поль­зо­ва­те­лей, таких как ис­поль­зо­ва­ние соц­се­тей и ин­тер­нет-ма­га­зи­нов, ло­жит­ся на плечи ки­тай­ских ин­тер­нет-ком­па­ний, в том числе ги­ган­та элек­трон­ной ком­мер­ции Alibaba Group Holding Ltd (NYSE: Alibaba Group Holding [BABA]ИНВЕСТИРОВАТЬ).

 

Служ­ба со­ци­аль­но­го рей­тин­га, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ет парт­нер­ское пред­при­я­тие Alibaba, Ant Financial Services — одна из вось­ми ком­па­ний, вы­бран­ных для пер­вых ком­мер­че­ских экс­пе­ри­мен­тов с со­ци­аль­ным рей­тин­гом — при­сва­и­ва­ет поль­зо­ва­те­лям баллы, ос­но­вы­ва­ясь, на­при­мер, на по­куп­ках, ко­то­рые они со­вер­ша­ют в ин­тер­не­те. С раз­ре­ше­ния самих поль­зо­ва­те­лей си­сте­ма может также по­лу­чить до­ступ к ин­фор­ма­ции об их об­ра­зо­ва­нии и юри­ди­че­ским до­ку­мен­там. Рань­ше можно было по­вы­сить свой рей­тинг рядом дру­гим спо­со­бов — на­при­мер. доб­ро­воль­но прой­ти экс­пресс-до­смотр в аэро­пор­ту Пе­ки­на. Джо Цай, ви­це-пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров Alibaba, го­во­рит:

 

«По­ве­де­ние в ин­тер­не­те, осо­бен­но мо­ло­дых поль­зо­ва­те­лей, силь­но вли­я­ет на по­стро­е­ние кре­дит­но­го про­фи­ля, и мы хотим, чтобы люди знали об этом и в итоге вели себя лучше».

 

Alibaba предо­став­ля­ет аг­ре­ги­ро­ван­ные дан­ные об ин­тер­нет-про­да­жах в бюро ста­ти­сти­ки Китая, но не раз­гла­ша­ет пер­со­наль­ную ин­фор­ма­цию, если этого не тре­бу­ет­ся по за­ко­ну, на­при­мер, в ходе уго­лов­но­го рас­сле­до­ва­ния, го­во­рит Цай.

 

В США тоже есть част­ные пред­при­я­тия, со­став­ля­ю­щие те или иные рей­тин­ги поль­зо­ва­те­лей на ос­но­ве по­тре­би­тель­ских дан­ных или от­зы­вов, — на­при­мер, бюро кре­дит­ной от­чет­но­сти или райд­ше­рин­го­вые сер­ви­сы.

 

Пока непо­хо­же, чтобы ис­пы­та­ния си­сте­мы на уровне му­ни­ци­па­ли­те­тов за­тра­ги­ва­ли част­ный сек­тор, хотя в про­ек­те си­сте­мы со­ци­аль­но­го рей­тин­га ин­тер­нет-дан­ные на­зва­ны «стра­те­ги­че­ским на­ци­о­наль­ным ре­сур­сом». Пра­ви­тель­ство про­сит ин­тер­нет-ком­па­нии де­лить­ся дан­ны­ми, не вда­ва­ясь в по­дроб­но­сти.

 

Чжу Вэй, про­фес­сор Ки­тай­ско­го уни­вер­си­те­та по­ли­то­ло­гии и права, вы­сту­пав­ший го­су­дар­ствен­ным со­вет­ни­ком при раз­ра­бот­ке про­ек­та, го­во­рит, что пока неяс­но, будут ли объ­еди­нять­ся си­сте­мы общих и част­ных дан­ных.

 

В ок­тябрь­ском об­ра­ще­нии, ад­ре­со­ван­ном 1,5 млн ки­тай­ских чи­нов­ни­ков, глава Alibaba Джек Ма при­звал пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны ис­поль­зо­вать ин­тер­нет-дан­ные в ка­че­стве ин­стру­мен­та для иден­ти­фи­ка­ции пре­ступ­ни­ков. Он не упо­мя­нул уча­стие Alibaba в таких про­грам­мах, но его ком­мен­та­рии вы­зва­ли ши­ро­кое об­суж­де­ние во­про­са, долж­ны ли ин­тер­нет-ком­па­нии об­ме­ни­вать­ся дан­ны­ми с го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми. В со­об­ще­нии Alibaba го­во­рит­ся:

 

«Мы счи­та­ем, что при­ме­не­ние ма­шин­но­го обу­че­ния и ана­ли­ти­че­ских дан­ных с целью пре­ду­пре­жде­ния пре­ступ­но­сти со­гла­су­ет­ся с на­ши­ми ос­нов­ны­ми цен­но­стя­ми: ре­ше­ни­ем про­блем об­ще­ства».

 

В ин­тер­вью го­су­дар­ствен­ным СМИ 1 но­яб­ря за­ме­сти­тель ру­ко­во­ди­те­ля цен­траль­но­го ко­ми­те­та пла­ни­ро­ва­ния Китая Лян Вэй­лян от­ме­тил, что боль­шая часть дан­ных пра­ви­тель­ства, име­ю­щих от­но­ше­ние к кре­дит­но­му рей­тин­гу, за­стря­ла на ста­дии «изо­ли­ро­ван­ных ост­ров­ков» ин­фор­ма­ции. По его сло­вам, цен­тра­ли­зо­ван­ная плат­фор­ма была со­зда­на, чтобы по­ощ­рять обмен ин­фор­ма­ци­ей. Он утвер­жда­ет, что плат­фор­ма уже со­бра­ла 640 млн кре­дит­ных за­пи­сей из 37 цен­траль­ных пра­ви­тель­ствен­ных ве­домств и раз­лич­ных ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния.

 

Агент­ство за­яви­ло, что пра­ви­тель­ство предот­вра­ти­ло при­об­ре­те­ние 4,9 млн авиа­би­ле­тов небла­го­на­деж­ны­ми граж­да­на­ми, ко­то­рые ранее имели про­бле­мы с су­деб­ной си­сте­мой.

 

Неко­то­рые пра­ви­тель­ствен­ные со­вет­ни­ки скеп­ти­че­ски на­стро­е­ны по от­но­ше­нию к пла­нам за­пу­стить си­сте­му к году из-за огром­но­го мас­шта­ба за­да­чи по ин­те­гра­ции дан­ных и без­опас­но­го хра­не­ния ин­фор­ма­ции.

 

В Хан­чжоу, где Чэнь Ли вос­поль­зо­ва­лась про­езд­ным сына, жи­те­ли могут про­ве­рить свой со­ци­аль­ный рей­тинг в цен­тре го­су­дар­ствен­ных услуг. Пока от­че­ты со­дер­жат толь­ко дан­ные о том, на­сколь­ко хо­ро­шо люди ис­пол­ня­ют свои обя­зан­но­сти по стра­хо­ва­нию здо­ро­вья и вно­сят со­ци­аль­ные взно­сы — и это, ко­неч­но, мало по­хо­же на цели цен­траль­но­го пра­ви­тель­ства.

 

Источник: https://ru.insider.pro/analytics/2016-11-29/bolshoy-brat-po-kitajsky/

 

-----------------------------------------------

          Поддержка сайта Protivkart.org