Против карт » Публикации » О супружеском воздержании в пост. Републикация


О супружеском воздержании в пост. Републикация

  • [edit]Редактировать[/edit]
 (голосов: 1)

 

 

Как известно, пост установлен Богом и Церковью для укрощения плоти и воздержания от страстей с целью духовного возрастания христианина: «и будеши великий купец», – духовно ободряет постящихся Церковь на первой седмице Великого поста.


Святитель Василий Великий прямо указывает о супружеском воздержании во время поста: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве» (1Кор.7,5)… Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост» (Беседа о посте 1-я).

Преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества... Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений» (Лествица. 14:33).

Христианин знает, что во время поста ему нельзя вступать в супружескую связь, ибо это самоограничение стоит в одном ряду с воздержанием от скоромной пищи. Во время поста, при правильном его прохождении, душа готова с радостью воздерживаться от многих телесных поблажек и у неё практически не появляется желаний интимной близости.

 

В том же случае, если всё же появляется такое желание, невольное возбуждение плоти и мысль об интимных супружеских отношениях, человек говорит себе: «нельзя, сейчас пост; Господи, помоги мне воздержаться» – и это является важным внутренним стимулом в борьбе со страстью невоздержания.

 

Подвижник (а таковыми Церковь призывает быть во время Великого поста всех православных христиан) прежде всего должен, в своей брани против страстных помыслов, молитвенно призывать на помощь Господа, чтобы Он погасил похоть, которая восстала в нём, и постоянно помнить о заповеданном Церковью Христовою постном подвиге воздержания, в подражание того поста, которым Господь постился сорок дней в пустыне. Сопротивляясь желаниям плоти, душа постепенно приобретает навык в борьбе со страстями и блудными помыслами и на непостное времени, когда супружеские отношения позволены.


Таким образом, во время поста и воздержания ум приучается к трезвению, т.е. к вниманию за тем, что происходит внутри человека. Во-первых, такое воздержание, по правилам Церкви, вменяется человеку в добродетель, но в меньшей мере, чем добровольное решение угождать Господу посредством чистоты. Во-вторых, если человек привыкнет к каноническому церковному воздержанию, то ему будет легче перейти со временем на постоянное воздержание по собственной воле.

 

Невоздержание же лишает человека благодати: «ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» – читается в первый день Великого поста на Великом каноне. Так что, как видим, и исполнение уставного канона и самовластие над своими чувствами ради Господа угодны Богу, и от нас зависит, на какую духовную ступень мы готовы подняться.

 * * *

Но, к сожалению, некоторые христианские семьи, в которых и муж, и жена верующие, нарушают эту заповедь, а значит, осознанно грешат (грехи против 7-й заповеди – невоздержание от супружеского ложа в Великий пост).


О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике: «Миряном от жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою своею во святый пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост обезчествова: бельцем бо от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост» (Номоканон, 40 гл.).

 

«Такое правило находится в Номоканоне Постника. На соблюдении этого правила настаивают: Вальсамон в 52 ответе Марку Александрийскому, мнимый Иоанн, епископ Китрский (Кормчая, гл. 58, прав. 2) и схолиаст Пидалиона в одном из примечаний к 69 апостольскому правилу» (Павлов А.С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 166-167). Рассмотрим эти правила по порядку.


Святейший патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон такотвечает Святейшему патриарху Александрийскому Марку:

Вопрос 52: «Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Таин в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?»


Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».


В 58-й главе книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Китрского, говорится: «О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».


Обратимся к «Пидалиону» – своду соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями прп. Никодима Святогорца, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Прп.

 

Никодим в составленном им «Пидалионе» делает примечание к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Прп. Никодим пишет:

«Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу.

 

В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения.

 

Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (Иоил. 2,15-16).

 

Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу».


О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде – «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим даёт следующее указание: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».


 


Откроем Православный церковный календарь и прочитаем раздел, подробно указывающий, когда не совершается браковенчание (раздел этот взят из Кормчей [Номоканона]).


В православных храмах венчание не совершается в следующие дни:

1. Накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года.
2. Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
3. В продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.
4. В продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой).

5. В дни 11 и 27 (и накануне 10 и 26) сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).


Связан этот запрет на совершение венчаний именно с целомудренным соблюдением среды и пятницы, воскресных и праздничных дней, а также всех постных дней церковного года (святая Четыредесятница, естественно, приравнена к средам и пяткам). Воздержание от вкушения скоромной пищи не имеет к этим правилам никакого отношения, как пытаются объяснить этот запрет некоторые миссионеры.

 


Но спросят: если муж и жена «да будут в плоть едину», то о каком осквернении среды и пятницы может идти речь? На это указывает правило, приводимое самим иеромонахом Димитрием (Першиным): «согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения». Следовательно, даже канонически законное брачное соитие накануне причастия представляет собой телесную и душевную нечистоту приступающих.

 


О строгом воздержании во дни Великого поста особо оговаривается, в частности, в Номоканоне при Большом Требнике в 40-м правиле, как было указано выше. Каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по причине причащения, так как такового может и не быть (даже в первые века христианства не все верные причащались каждое воскресенье), а ради дня Воскресения Христова, ради большего и высшего духовного общения с Богом и друг с другом.


Древней церковной традицией заповедано Великий пост с самого начала супружества (кроме каких-то совершенно особенных ситуаций) стремиться проходить в полном воздержании, как самый ответственный период церковной жизни. Даже в законном браке плотские отношения в это время оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, какая должна быть от супружеской близости, и во всём остальном умаляют и даже уничтожают само прохождение поприща поста.

 

Это уже и постом-то назвать нельзя. Такого рода ограничения должны быть с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и духовного возрастания семьи, т.е. постепенно переносить воздержание и на малые посты. Хотя Номоканоном они и не оговариваются, однако это следует из самой логики и смысла любого поста как школы воздержания. Воздержание от плотской близости было в раннем христианстве одной из самых распространённых аскетических практик.


На необходимость воздержания в супружеских отношениях говорил и один из великих русских святых преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он юноше, вступающему в брак: «...и ещё храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мёртвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» (Дивеевская летопись, с 343).

 

 

То же самое писал в одном письме и старец Амвросий Отпинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Письма к мирянам).


Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое психическое расстройство. По указанию старца Леонида Оптинского это было также наказанием его родителей за несоблюдение ими праздников.

А вот что пишет старец-архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Те, кто и состоит в браке, освященном Церковью, проверьте свою совесть: ...не согрешили ли неумеренностью в плотских удовольствиях – ибо в браке христианин обязан соблюдать воздержание и целомудрие. Соблюдали ли воздержание в посты, воскресенья и в праздничные дни?» («Опыт построения исповеди», М., 2001, с. 59.) Здесь отец Иоанн (Крестьянкин) следует древней пастырской традиции исповеди, зафиксированной в Требнике XVI века:


«Вопросы женам:

…Не было ли праздничного, или постного падения?
…Или в Господские праздники, или в среды, и в пяток, и в неделю [со] своим мужем блуд творила еси?» (А.Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. III. Одесса. 1894, с. 164, 168).
Как видим, в постные дни и даже в праздники супружеская близость приравнивается к блуду.

 
* * *

«Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья», – заявил информационному агенству «newsru.com» архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. «Современные учёные говорят, что 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорее всего, будут больными», – сказал православный иерарх, отвечая на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение».

 

Он отметил, что «очень большой грех выходить замуж или жениться в постные дни». По словам архиепископа Викентия, если люди хотят, чтобы их брак был счастливым, радостным и долголетним, а дети – здоровыми, нужно «прислушиваться к голосу Церкви и соблюдать правила церковной жизни, потому что они даны Господом для всех людей» (http://www.newsru.com/religy/10jul2008/ehe.html).


Так что ущербные дети, зачатые в пост – это никак не суеверия и не страшилки, как это пытается представить молодёжный иеромонах и его друзья-миссионеры, а печальная реальность, прослеживаемая на протяжении многих поколений жизни православных христиан.


Как видим из поучения истинных пастырей Церкви, и в браке от христианина требуется умеренность и воздержание. Состоящий в браке христианин, как и безбрачный, должен сдерживать свою страсть, и его состояние от безбрачия должно отличаться только степенью воздержания. Во время прохождения Великого поста должна стираться всякая грань между безбрачными, монашествующими и состоящими в браке христианами: это относится как к воздержанию от скоромной пищи, так и к воздержанию от плотских страстей ради Господа.


Известный духовник ХХ века, автор многих православных книг протоиерей Валентин Мордасов († 1998), служивший на полуострове в Камно под Псковом, так учил своих чад, приезжавших к нему со всех концов России: «супругам следует воздерживаться от общения в те дни, когда не совершается браковенчание. Люди часто задают вопрос: а когда можно? – Когда венчают брак в церкви. А если муж – священник или диакон, то он воздерживается за сутки до литургии и в самый день литургии. Невоздержание считается смертным грехом. Для священника смертным грехом считается нарушение общением Великого поста».


А вот как отвечает на вопросы о супружеской близости во время поста архимандрит Рафаил (Карелин):

Вопрос: «Здравствуйте! Можно ли в пост вступать с супрогой в интимные отношения? Пытаюсь воздержаться, но сил не хватает. Что делать не знаю. Посоветуйте».


Ответ: «Изменить церковных правил мы не можем, но надо убрать те раздражители, которые возбуждают страсти, например, телепередачи, чтение журналов, атрибутом которых стало размусоливание сексуальных тем и т.д. Надо избегать супружеских ласк, хотя бы невинных, а также шуток. Следует помнить, что пост это не только пост тела, но и души; в это время особенно старайтесь заниматься молитвой.

 

Помоги вам Господи… Священник должен действовать согласно уставам, поэтому благословить на супружеские отношения во время Великого поста – он не может. Но когда стоит вопрос о распаде семьи по этой причине, то приходится выбирать меньшее зло. В таком случае надо обратиться к священнослужителю, у которого вы исповедуетесь, не за благословением, а за советом. Во всяком случае, первая, Крестопоклонная и Страстная, а также Пасхальная седмицы должны быть обязательно проведены в воздержании. Помоги вам Господи» (www.karelin-r.ru).

Хорошо ещё, если, следуя совету архимандрита Рафаила, человек во время поста обратится с просьбой о духовной помощи во брани к духовно опытному пастырю, а не к священнику-миссионеру.


 * * *

Идеал, к которому все христиане должны стремиться, и который был нормой первых последователей Христа, – это вступление в брачные отношения только ради рождения детей.


Прп. Максим Исповедник пишет: «Правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой злоупотребляет сим» (О Любви, сотница 2-я: 17).


Свт. Григория Палама: «Рождается Христос от Девы, потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и непокорным духу, хотя у некоторых, силою воли и держится в рабстве и послабляется целомудренным образом только ради деторождения, – оно как то от начала превносит осуждение, будучи тлениеим и называясь так и рождая, конечно же, человека для истления. Оно является страстным движением человека, не сохранившего чести, но уподобившегося животным» (Омилия на Введение Богородицы во Храм, 1:4 // Омилии. Т. 3, с. 79).

дагог, ч. II, гл. 10).


Несложно предвидеть, что такой церковный взгляд на брачные отношения иные борцы с «миссиофобией» назовут махровой «интимофобией» и отсутствием миссионерского подхода к супружеской жизни.


Главное в браке – духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. Однако и сегодня в особо благочестивых семьях муж с женой разделяют ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Благочестивые христиане никогда не зачинали детей во время постов. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней, также и во время кормления.

 

Сладострастие, которое поощряется сегодня в интимной супружеской жизни (как видим, даже некоторыми неопытными священнослужителями), – это греховное состояние, потому что Бог установил супружеские отношения между мужчиной и женщиной с целью умножения рода человеческого, для рождения детей. В благочестивых семьях, когда муж и жена считали, что количество детей уже достаточно, то они жили, как брат с сестрой, а на старости лет принимали монашество. Не разжигали страсти, а старались смирить себя, как и положено христианам.


Что касается слов Апостола «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7,5), то иеромонах Димитрий толкует их совершенно не правильно. В этих словах апостол Павел призывает супругов к самопожертвованию, к полному и взаимному снисхождению. Но отнюдь не к постоянному и произвольному удовлетворению своих страстей и похотей. И тем более не возводит это в норму, как предлагает нам это сделать иеромонах Димитрий (Першин).


Великий пост – это и есть самое благоприятное «время, для упражнения в посте и молитве». А для чего же иного установлен Церковью пост?

«“Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию на время”, для исполнения религиозных обязанностей, во время постов и молитв. Итак, по дням торжественным воздерживайтесь, да не искушает вас сатана» (прп. Ефрем Сирин).

Приведём наставление Великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста о воздержании во время Великого поста и о том, как правильно следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о девстве» он пишет: «…Заслуживает исследования и следующее: если “честна женитва и ложе нескверно” (Евр. 13, 4), то почему апостол не допускает их во время поста и молитвы?

 

Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых всё имело отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день и не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведённые в такую почесть, после столь многих и столь великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими детьми.

 

Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нём, а сообщать ещё святость один он не в состоянии, – это уже дело не его силы, но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это; послушай, что говорит Иоиль: “освятите пост, проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь, изберите старейшины” (Иоил. 2, 15, 16).

 

Но, может быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от жены? “Да изыдет, – говорит он, – жених от ложа своего, и невеста от чертога своего” (ст. 16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и невесте, у которых страсти кипят, юность цветёт, похоть бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу.

 

Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: “да не оскверняетесь”, но: “да пребываете”, то есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведёт не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах).

 

Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то, застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа».

 

 

* * *

В завершение отметим, что всё более обнаруживающая себя в настоящее время тенденция формирования «облегчённого комфортного православия» проявляется не только в отношении Великого поста. Духовно нездоровое отношение сейчас проявляется и по отношению к таинствам, и к некоторым чинопоследованиям (о практике русификации намоленных веками церковнославянских богослужебных текстов, сверхчастого причащения и сверхредкой исповеди уже не раз говорилось на страницах журнала «Благодатный Огонь»). Чаще всего такие реформы прикрываются разглагольствованиями о «миссионерских задачах и проектах».


Будем бережно хранить предание нашей Матери-Церкви, не разменивая его на псевдомиссионерское приспособленчество к стихиям мiра сего и образу жизни неверующего населения, искажая и занижая до недопустимого уровня церковные традиции ради привлечения невоцерковлённых людей. Пусть лучше люди, желающие влиться в церковную традицию, принимать нравственные нормы Православной Церкви, понимать и любить церковнославянское богослужение, освящённое молитвами многих поколений русского народа, поднимаются до духовных высот церковного Предания и живут в нём как православные христиане, возрастая от меры в меру в понимании его спасительной сущности.


 

[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[/group]

Комментарии:

Оставить комментарий